Дорожно-строительная экспертиза

Дорожно-строительная экспертиза позволяет осуществлять контроль качества строительства дороги на различных этапах.

Толщину и уплотнение всех слоев оснований (грунта, песка, щебня) лучше всего контролировать в процессе их устройства, но при необходимости возможно выполнить ряд локальных проверок дороги уже с готовым асфальтовым покрытием. Тогда выборочно проверяются все конструктивные слои дорожной одежды путем выполнения нескольких шурфов.

Ответственным этапом экспертизы дороги принято считать проверку в условиях стационарной лаборатории кернов из асфальтобетонного покрытия, хотя от качественно подготовленного основания напрямую зависит прочностные характеристики остова автодороги.

Этапы  экспертизы дорожного строительства

Нужно предложить подрядчику предъявить паспорт на асфальт  и если этот документ реальный и от крупного производителя, то можно не сомневаться хотя бы в том, что товар не произведен кустарно. К тому же любой завод должен проводить внутренние лабораторные испытания каждой изготовленной партии асфальтовой смеси и отвечать за качество.

И не следует забывать, что в соответствии с требованиями СНиП «Организация строительства» паспорт на асфальтобетонную смесь является основным сопроводительным документом от продавца. В нем указаны: сведения об асфальтобетонном заводе — АБЗ, дата отгрузки, температура асфальтобетонной смеси + ее характеристики (вид, тип, марка) и еще ряд различных параметров.

Когда можно отбирать вырубки или керны асфальта

После укладки и уплотнения асфальтового покрытия через 1-3 суток можно уже проводить его экспертизу. Визуальным осмотром выявляются видимые дефекты, проверяется ровность покрытия 3-х метровой дорожной рейкой. Керны или образцы асфальтобетона берутся в 3(трех) местах на 3000 м² покрытия и доставляются в стационарную лабораторию, где определяются их физико-механические свойства.

Показатели качества уплотнения асфальтобетона

Основные показатели, по которым определяют качество уплотнения асфальтобетона это водонасыщение % по объему (V) в кернах готового покрытия и в переформованных образцах, в том числе вычисляется коэффициент уплотнения. Из практики если эти показатели соответствуют требованиям, то дорогу можно принимать в эксплуатацию.

Далеко не все дорожные строители знают, что это за такие показатели и многие недоумевают при виде протокола испытаний. Итак, что же такое водонасыщение, коэффициент уплотнения и что собой представляют переформованные образцы?

Водонасыщение образцов-кернов

Вообще водонасыщение асфальтобетона это величина характеризующая его пористость, плотность и способность асфальта поглощать и или впитывать в свою структуру влагу. Чем выше водонасыщение, тем хуже уплотнили асфальтобетонную смесь. Существуют нормативы, прописанные в ГОСТ 9128-2013, где водонасыщение образца (керна) из покрытия не должно быть выше определенных показателей. При повышенном водонасыщении асфальтобетонное покрытие может быстро разрушится, так как снижена его морозостойкость. При минусовой температуре вода, проникшая в поры асфальта замерзает, увеличивается в объеме и в соответствии с законами физики возникает давление, которое способно разорвать структуру асфальтобетона.

Что такое переформованные образцы?

Переформованный образец — это образец приготовленный в условиях стационарной лаборатории. Можно трактовать это дословно так: образец, керн из покрытия был одной формы, которую изменили, то есть переформовали. Технически это выглядит приблизительно так:  керн асфальтобетона из покрытия разогревают в печи до асфальтобетонной смеси, далее помещают эту разогретую до определенной температуры смесь в специальную форму и под прессом формуют новый образец. Физико-механические свойства такого полученного переформованного образца являются как бы показательными, так как созданы все условия для достижения максимальной его плотности. После приготовления переформованных образцов их испытывают точно так же, как и керны из дороги, потом показатели сравнивают. Если водонасыщение переформованного образца превышает нормы, то асфальтобетонная смесь не соответствует ГОСТ. На фотографии ниже слева расположены керны асфальтобетона, а справа — переформованные образцы.

Что такое коэффициент уплотнения?

В лабораторных условиях определяют ср. плотность образцов готового покрытия, так же определяют ср. плотность переформованных образцов. Отношение величины ср. плотности образца готового покрытия к ср. плотности переформованного образца и есть коэффициент уплотнения. Коэффициент уплотнения и водонасыщение асфальтобетона величины взаимосвязаны. Чем ниже коэффициент уплотнения, тем выше водонасыщение и наоборот. Таким образом, если водонасыщение и коэффициент уплотнения керна соответствуют норме, то можно сказать, что технология устройства асфальтового дорожного покрытия, соблюдалась.

Лабораторные испытания асфальтобетона в соответствии ГОСТ проводятся стандартными методами, а полученные результаты показателей физико-механических свойств кернов асфальта обладают высокой точностью.